По Советской энциклопедии: Единорог - мифическое животное с телом быка (или лошади, иногда козла). Называется по наличию одного наиболее характерного признака - длинного прямого рога на лбу. Происхождение единорога связывали с Индией (или Африкой). В средние века в христианстве единорог рассматривался как символ чистоты и девственности. Его может приручить только чистая дева (отсюда связь единорога с Девой Марией и Иисусом Христом). Из классический описаний. Борхес Книга вымышленных существ. ЕДИНОРОГ Первая трактовка единорога почти полностью совпадает с последними. За четыреста лет до христианской эры грек Ктесий, врач Артаксеркса Мнемона, сообщал, что в королевствах Индостана водятся весьма быстроногие дикие ослы с белой шерстью, пурпурно-красной головой, голубыми глазами, с острым рогом на лбу, у основания белым, на конце красным, а посредине - совершенно черным. Плиний прибавляет другие подробности (VIII, 31): "В Индии охотятся еще за другим зверем, единорогом, который туловищем схож с лошадью, головою с оленем, ноги как у слона, а хвост кабаний. Ржет он басистым голосом, посреди лба торчит длинный черный рог. Полагают, что живьем его невозможно взять". Востоковед Шрадер в 1892 году высказал мысль, что образ единорога мог быть грекам подсказан некоторыми персидскими барельефами, изображающими быка в профиль, с одним-единственным рогом. В энциклопедии Исидора Севильского, составленной в начале VII века, можно прочесть, что единорог ударом своего рога убивает слона; это напоминает аналогичную победу "каркадана" (носорога), описанную во втором путешествии Синдбада (там говорится, что, если разрезать пополам рог носорога, на нем будет видна фигура человека; Аль Казвини говорит, что это будет фигура всадника на лошади, другие называют птиц и рыб). Другим противником единорога называли льва, и в одной великолепной октаве второй книги запутаннейшей эпопеи "The Faerie Queen" изображено их сражение. Лев прислоняется к дереву, единорог, пригнув голову, атакует его, лев отскакивает в сторону, и единорог оказывается пригвожденным к стволу. Эта октава написана в XVI веке, а в начале XVIII века объединение Английского королевства с Шотландским соединит в гербе Великобритании английского леопарда (льва) с шотландским единорогом. В средние века бестиарии утверждали, что единорога может поймать девушка; в "Physiologus Graecus" ("греческий физиолог" (лат.))мы читаем: "Как его ловят. Ставят перед ним девицу, и он прыгает на лоно девицы, и девица любовно его обнимает и уносит в королевский дворец". Этот триумф чистоты представлен на медали Пизанелло и на многих знаменитых гобеленах, примечательны и его аллегорические толкования. Единорог применялся как символ Иисуса Христа, Святого Духа, ртути и зла. В труде "Psychologie und Alchemie" ("Психология и алхимия" (нем.))(Цюрих, 1944) Юнга приведены история и анализ этих символических применений. Белая лошадка с задними ногами антилопы, козлиной бородой и длинным винтообразным рогом на лбу - таково обычно изображение этого фантастического животного. Леонардо да Винчи объясняет способ охоты на единорога его чувственностью; движимый ею, он забывает о своей свирепости и ложится на лоно девушки, тогда-то охотники и ловят его. ЕДИНОРОГ (http://vibandaka.narod.ru/biblioteka/081.htm) Легенды о единороге была известна на Западе, по крайней мере, за четыре века до рождения Христа, а на Востоке появилась и того раньше. Исключая дракона, ни одно другое животное не пользовалось такой необычайно широкой славой. Возможно, такая популярность объясняется загадочностью и необыкновенными способностями единорога: полагали, что он самое удивительное существо, живущее в удаленных от мест обитания человека районах, что он силен и благороден, что становится кротким и покорным в присутствии девственницы, а его рог обладает многими чудесными свойствами. Относительно внешнего вида единорога люди не пришли к общему мнению. С единорогом связано много самых разных символов и аллегорий. Тема единорога привлекала многих исследователей: Оделл Шепард "Учение о единороге (1930), Ричард Эттиндаузен "Единорог" (1950), Роберт Ридигер Бир "Единорог: миф и реальность" (1972), Юрген Эйнхорн "Дух единорога" ("Spiritalis Unicornus") (1976), Маргарет Б. Фримен "Гобелены с изображением единорога" (1976) и другие. В некоторых из названных книг тема освещается поверхностно, но есть среди них и серьезные труды, например, книги Эйнхорна и Фримен. Большинство людей наделяют единорога телом лошади. На Западе единорога изображали как существо, похожее на лошадь или козла (или на того и другого сразу: тело лошади и борода козла). На Востоке существовали свои традиции. В Китае насчитывалось несколько видов мифологического единорога, из них самый популярный - ки-лин; его описания весьма противоречивы. В Японии известны два вида: кирин, схожий с килином, и син-ю, похожий на льва. В мусульманском мире единорога называют какаданн; у него внешность быка, оленя, лошади, антилопы илидругого животного, а иногда он имеет даже крылья. Самый необычный единорог персидский - в виде трехногого белого осла с шестью глазами, девятью ртами и золотым рогом. Считалось, что единороги живут как на суше, так и в море, поскольку существовало поверье, что каждому сухопутному животному должен соответствовать его водяной аналог. Последний мог иметь тело большой рыбы или кита. Многообразие видов единорога хорошо передал в своем триптихе "Сад земных наслаждений" (ок. 1500) Иероним Босх. В левой части триптиха три единорога: белый с телом лошади, с раздвоенными копытами, прямым рогом со спиральными извивами на голове; другой - бурый, похожий на оленя, на его голове изогнутый рог с округлыми узлами; третий - водяной единорог с туловищем рыбы, головой лошади и бородой козла, плавающий в пруду. По крайней мере, четыре единорога видны среди людей и зверей вокруг пруда. Один в виде белой лошади, его рог усеян короткими острыми шипами; у другого туловище оленя, на голове длинные торчащие уши, козлиная борода и огромный рог. Третий парнокопытный, с лошадиным туловищем и головой и рогом, расходящимся на два отростка. Босх в чем-то отражает воображения людей, а происходит от реальных животных. Большинство считало, что едино рог - потомок однорогого азиатского носорога. Хотя внешним видом они явно различаются, сходство между ними все же есть, например в поведении. Подвергшийся нападению единорог очень свиреп, его трудно победить. Его рог, по легенде, обладает целебными свойствами. То же говорили и о носороге. Происхождение единорога связывали также с антилопами и другими двурогими животными. Из них наиболее вероятным его предком считалась антилопа-бейза, или сернобык; антилопа-орикс - крупное животное с белыми пятнами на туловище идлинными, практически прямыми рогами, - согласимся, такой образ гораздо больше подходит для единорога. Аристотель уверял, что у антилопы один рог: когда животное стоит боком, действительно создается такое впечатление. Кроме того, животное вполне могло родиться однорогим или потерять рог в схватке. Еще одно существо, родственное единорогу, - нарвал - небольшой кит, обитающий в арктических водах. Из его верхней челюсти растет белый зуб, или бивень, со спиральными извивами. Существует еще одна гипотеза, объясняющая происхождение единорога. Однорогое животное могло быть получено искусственно, с помощью операции. В 1933 году биолог из университета штата Мэн (США), У. Франклин, Дав, произвел такую операцию новорожденному йоркширскому теленку. Описывая результаты эксперимента. Дав, объяснял, что рога жвачных животных растут не прямо из черепа, а из рогового нароста, или роговой ткани, расположенной над лобными костями. Дав, пересадил два роговых нароста в центр лба теленка, совместив их. В результате получилось животное с длинным прямым рогом. Дав, свидетельствовал, что взрослое прооперированное животное демонстрировало необыкновенную силу, сходную с той, какую приписывают единорогу: рог придал ему уверенности в себе, поскольку он мог его использовать с большим эффектом. Дав, писал, что секрет трансплантации роговых наростов был известен в древнем мире. Например, римский писатель Плиний Старший в одиннадцатой книге своей "Естественной истории" описывает подобный случай; правда, была произведена обратная операция: из одного рога получили четыре, но это свидетельствует и о возможности противоположного. Родиной единорога считается Индия, хотя это и не бесспорно. Древние писатели упоминают как его возможную родину Африку; существует также мнение, что единорог происходит из Китая. Первое упоминание об однорогом животном на Западе относится к 400-м годам до н.э. Появилось оно в книге грека Ктесия, прослужившего около 17 лет лекарем при персидском дворе. По возвращении в Грецию он написал две книги - о Персии и об Индии. В последней Ктесий упоминает о больших диких ослах с темно-красными головами, голубыми глазами и голубым туловищем, с рогом на лбу. Если кто-то из такого рога выпьет вина или воды, его не возьмет ни одна болезнь. Ктесий также говорит, что этих ослов крайне трудно поймать живыми, охотники ловят их, только когда они находятся с детенышами, которых не могут бросить. Трудно сказать, какое животное описал Ктесий. Он никогда не был в Индии и не видел так называемого осла. Кроме того, дикие ослы безрогие, и автор должен был знать это, так как они встречались и в Персии. Следующее упоминание о единороге находим у Аристотеля. Он писал: "Мы не видели ни одного непарнокопытного животного с парой рогов. Но некоторые, например индийский осел, имеют один рог и являются непарнокопытными. У антилопы один рог и раздвоенные копыта" (История животных. 2. 1). Хотя приведенная цитата мало, что прибавляет к уже сказанному выше, однако ввиду авторитетности источника мы сочли нужным сослаться на него. Юлий Цезарь описывает необычного вида однорогое животное, которое якобы обитало в Херкинианском лесу в Германии: "Этот бык похож очертаниями на оленя, из середины лба торчит один рог, больше и прямее, чем все известные до этого. Из его вершины распространяются ветви, подобно раскрытой руке". (Галльская война.6. 26). Римский писатель Клавдий Элиан, родившийся около 170 года н. э., в книге "Пестрые рассказы" упоминает о трех разновидностях единорога. Первые два схожи с тем, которого описывает Ктесий, а третий представляет собой однорогое животное, которое зовется картазоном и обитает в Индии. Оно "размером со взрослую лошадь,рыжего окраса, имеет гриву лошади и очень быстрое". Между глазами растет черныйрог с кольцами, или спиралями. Картазоны не агрессивны по отношению к другимживотным, но нетерпимы друг к другу: самцы бьются между собой, нападают даже на самок. В период спаривания нрав самцов смягчается, но с появлением у самокдетенышей они снова свирепеют. Указанные авторы, несомненно, внесли вклад в создание легенды о единороге как онеукротимого нрава, сильном и быстром животном с чудодейственным рогом. Теперь обратимся к Китаю. Первое упоминание о единорогах в китайских источниках относится к 2697 году до н. э. Исследовавший их Чарльз Гоулд насчитывает, по крайней мере, 6 видов этих животных: ки-лин, кинг, киох тван, пох, хиаи чаи, туджон шу. Самый популярный - ки-лин обычно имеет туловище оленя, иногда лошади, голова может быть львиной или оленьей, хвост бычьим или другого животного, тело может быть чешуйчатым. У ки-лин один либо два рога телесного цвета, иногда окрашен только кончик рога. Ки-лин соединяет в себе мужское (ки) и женское (лин) начала. Существо это нежное, оно даже не в состоянии наступить на острую траву; пред почитает уединенные места. Наряду с драконом, птицей феникс и черепахой ки-лин считался разумным существом. О единороге имеются упоминания в Библии. Точнее, о животном, которое называлось в Иудее re''em. В большинстве современных переводов его называют зубром или bosprimigenius - большим свирепым диким буйволом, который вымер несколько веков назад. В II - III веках н. э, когда Ветхий завет переводили с иудейского на греческий, переводчики, не зная значения слова re''em, написали monoceros (однорогий). Позднее, в IV веке н. э. re''em переводилось как носорог (rhinoceros) и иногда как единорог. Так упоминания о единороге появились вБиблии. Сведения о единороге содержатся также в "физиологусе" - аллегорическом бестиарии, написанном предположительно между II и IV веками н. э. Переведенный на многие языки, "Физиологус" был очень популярен в разных странах и оказал большое влияние на европейскую литературу и искусство средневековья. Именно вэтой книге помещена одна из первых историй о единороге и девственнице. "Физиологус" описывает единорога как небольшого размера существо, напоминающее молодого козла, с рогом посередине головы. Он очень силен, и охотники его поймать были бессильны, пока не нашли способ справиться с ним. Они приводили девственницу в то место, где обычно появлялись единороги. Единорог тут же становился кротким и клал голову девушке на колени, тут его ловили и отводили во дворец королю. Затем в "Физиологусе" следует аллегорическое толкование истории. Единорог символизирует Христа, рог - его силу и единство Отца и Сына, девственница - Деву Марию, а когда единорог припадает к ее коленям, этот акт сравнивается с зачатием Девой Марией и обретением Христом человеческой плоти. Небольшие размеры единорога говорят о смирении Христа. Священники первых лет нашей эры также сравнивали Христа с единорогом. В средние века большинство людей, бесспорно, верили в реальное существование единорога, что доказывалось и в Библии, "Физиологусе" и других книгах. Вера укрепилась после того, как европейцы по возвращении из путешествия на Восток рассказали, что своими глазами видели единорога. Одним из таких путешественников был Марко Поло, который наблюдал "единорогов" на Суматре. Это, по его словам, были огромные и уродливые звери, которые любили валяться в грязи и едва ли подпустили бы к себе невинную девушку, да и никакая девушка не согласилась бы приблизиться к подобным тварям.
ЕДИНОРОГ Единорог - зверь, известный по мифам и легендам разных народов еще с библейских времен. Его так часто упоминали, описывали, изображали, добавляя и уточняя детали, что теперь с полной уверенностью о его облике говорить трудно. Древнегреческий историк Ктесий в концепту века до нашей эры утверждал: "В Индии водятся дикие ослы ростом больше лошади. Тело у них белое, голова темно-красная, а глаза голубые". Плиний Старший, римский ученый 1 века нашей эры, описывал единорога иначе: "У него голова оленя, ноги слона, хвост свиньи. Остальное тело напоминает лошадь. Он грубо мычит". Монах иезуитского ордена Иеронимо Лобо писал о единороге: "По форме напоминает лошадь, тело же его золотистое". Другой монах, Феликс Фабри, утверждал, что единорог походит на верблюда. Все, однако, сходились на том, что главным отличительным свойством зверя был его чудодейственный рог, возвышающийся на лбу, подобно пике. "Промеж ушию имать рог велик, в роге имать всю силу",- сказано в "Азбуковнике"**, древнерусском толковом словаре. Правда, насчет величины и окраски рога мнения тоже разделились. Ктесий: "На лбу растет рог в полтора фута (около полуметра.- Ред.) длиной. Основание рога чисто белого цвета, острие его ярко-красное, а средняя часть черная". Плиний: "Один черный рог в два локтя (примерно полтора метра. - Ред.) длиной торчит у него посредине лба". Немецкий ученый XIII века Альберт Великий определял длину рога в десять футов (больше трех метров). Древнеарабский писатель Абу Дамири просто отмечал: рог такой большой и тяжелый, что единорог всегда ходит с низко опущенной головой. Большинство исследователей и знатоков единорога считали, что рог чудесного животного - его оружие и защита. Испанец Исидор Севильский, например, в начале XII века, описывая силу необыкновенного костного нароста, утверждал, будто одним ударом единорог убивает слона. Особняком стоит мнение флорентийца Марко Поло: "Вы должны знать, что единорог побеждает врага не рогом, а языком и коленями. На конце языка у него длинный и острый, словно стилет, шип. Когда взбешенный единорог бросается на врага, он сбивает его с ног, прижимает к земле коленями и протыкает языком". Марко Поло писал так в XIII веке. От этого свидетельства нельзя отмахнуться, но, как бы то ни было, в одном единодушны все: уникорн (единорогов рог) обезвреживает яды; он может возродить даже мертвого, если причиной смерти послужило отравление. Не удивительно, что уникорн ценился на вес золота: фунт рога - фунт драгоценного металла. Все владыки мира стремились заполучить чудодейственное снадобье. Иван Грозный гордился тем, что среди его сокровищ есть уникорн. Карл Смелый пользовался ложкой, вырезанной из такого рога... Впрочем, имеется предположение, что под видом уникорна жулики-купцы торговали огромным зубом кита-нарвала, обитавшего в полярных морях. И их в общем-то можно понять: укротить единорога - дело непростое. "Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкой привязать единорога к борозде и станет ли он боронить за тобой поле?" - задается иронический вопрос в Библии. Конечно же нет! Единорог страшен и непобедим. Еще Плиний Старший считал, что "этого зверя нельзя поймать живьем". Но со временем способ был найден. "Физиолог"** советует привести в лес, где обитает единорог, юную девицу. Привлеченный девичьей чистотой и непорочностью, он приблизится к деве и заснет, положив голову ей на колени. И тогда можно брать зверя голыми руками. Но это - теория. Практика предлагала нечто иное. Средневековая рукопись так описывает практическое применение трогательной легенды: "Охотники наряжают девушкой здорового сильного парня, обливают благовонной жидкостью его платье и выбирают для парня такое место, откуда запах по ветру может дойти до единорога. Сами же охотники располагаются где-нибудь неподалеку. И вот приходит огромный дикий зверь, останавливается перед парнем и, пав на колени, упивается чудным запахом, а парень тем временем закрывает пахучим рукавом платья глаза единорога, пока не подойдут охотники. Единорога хватают сонного и связывают, а связав, спиливают рог". Видимо, таким образом к нашим дням единорогов полностью истребили. Во всяком случае, никаких сведений об их существовании нет, нигде их больше не встретишь. Разве что на гербах: на британском, например, конь с витым рогом на лбу держит щит, разрисованный геральдическими знаками. А раньше единорог - эмблема Туркестанского царства - красовался и на большом гербе Российской империи. Фамильный герб начальника оружейной канцелярии графа Шувалова включал в себя изображение чудесного зверя; поэтому и прославленные российские пушки, на которые оно перешло, назывались единорогами. А еще единорога можно отыскать на небе - так именуется одно из созвездий. Конечно, животное с одним рогом, носорог, не такая уж редкость в зоопарке. Но как мало он похож на легендарного своего собрата, о котором великий немецкий поэт Райнер Мария Рильке писал: В непринужденном равновесьеног Сияла белизна слоновой кости, И белый блеск, скользя, по шерсти тек, А на зверином лбу, как на помосте, Сиял, как башня в лунном свете, рог... ("Единорог", перевод К. Богатырева)

Единорог - Символизирует целомудрие, а так же служит эмблемой меча. Традиция представляет его обычно в виде белого коня с одним рогом выходящим изо лба; однако, согласно эзотерическим верованиям, он имеет белое туловище, красную голову и синие глаза.В ранних традициях единорог изображался с телом быка, в более поздних с телом козла и только в поздних легендах с телом лошади. Легенда утверждает что он неутолим, когда его преследуют, но покорно ложиться на землю если к нему приблизиться девственница. Вообще единорога поймать невозможно но если и удастся то удержать его можно только золотой уздечкой. "Спина была его изогнута и светились рубиновые глаза, в холке он достигал 2-х метров. Чуть выше глаз, почти параллельно земле, вырастал у него рог; прямой и тонкий. Гривы и хвост рассыпались мелкими кудрями, а опущенные и неестественно для альбиносов черные ресницы бросали пушистые тени на розовые ноздри." ("Василиск") Питаются они цветами, особенно любят цветки шиповника, и медовой сытой, а пьют утреннею росу. Еще они ищут маленькие озерца в глубинах леса в которых купаются и пьют от туда и вода в этих озерах обычно становится очень чиста и обладает свойствами живой воды. Китайский единорог, цилинь, - одной из четырех сулящих благо животных; прочие – это дракон, феникс и черепаха. Единорог – главное из 360 существ, живущих на суше. Туловище у него оленье, хвост бычий, копыта лошадиные. Его короткий рог, растущий во лбу, сплошь из мяса; шерсть на спине пяти разных цветов, а брюхо бурое или желтое.

А еще единорог является символом королевского дома Амбера и отождествляется с Порядком в противовес Хаосу.Кровь единорога может подарить бессмертие ,но выпивший её будет проклят.
Вот и всё ,что пока у меня есть о единорогах.